Студенческая библиотека


Понятие научная картина мира (парадигма) не случайно введено в научный обиход. Как и любая другая сфера знания – наука имеет различные этапы, смена которых осуществляется в процессе научных революций. Источником научной революции по мнению американского ученого Т. Куна следует считать факт невозможности той или иной научной картины объяснять мир непротиворечивым способом и тем самым удовлетворять социально-экономическим реалиям эпохи. В ходе научной революции старые доктрины не отменяются, а приобретают частное значение в сравнении с новыми представлениями. Новые знания первоначально представляют собой одну или несколько теорий, которые в дальнейшем обрастают комплексом доказанных фактов. Только после этого формируется новая научная картина мира.

  Сформировавшаяся в XVII в. наука почти за четыреста лет своего существования и развития прошла ряд качественно различных этапов, которые по целому ряду параметров противоречат друг другу. Исследователи выделяют три основных этапа в эволюции науки: классический, неклассический и постклассический (В.С.Степин). Эти типы науки отличаются друг от друга своими методологическими установками, предметным содержанием, онтологическими, гносеологическими, аксиологическими, социологическими основаниями.

Этап классической науки (XVII – первая половина XIX вв.) онтологически базируется на механической картине мира. Лидером среди наук выступает механика. Интерпретация фактов ведется с позиций детерминизма.

Гносеологическим основанием классической науки являются объективные методы исследования. Классическая наука центрировала свое внимание на объекте и предполагала, что объект дистанцирован от субъекта. Субъект как бы со стороны познает мир, и условием объективно истинного знания считала изъятие  из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для нее характерно также жесткие требования к точности научных результатов, широкое применение эксперимента, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический метод построения теории. Аксиологические основания связаны с абсолютизацией ценности истины сравнительно с другими видами ценностей (добром, красотой и т.д.). Все остальные ценности рассматриваются как подчиненные истине, так или иначе выводимые из нее. Такая ценностная установка особенно характерна для науки эпохи Просвещения. Подлинный ученый не должен вмешиваться в политику или религию, сохраняя нейтралитет по отношению к вопросам использования научных достижений в тех или иных вненаучных целях. Для социальных оснований характерна: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений нового типа (исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества, политехнические и естественнонаучные вузы и кафедры, испытательные стенды, научные журналы) востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой «большой» науки.

Кризис классической науки приходится на конец XIX – начало ХХ вв. и связан с формированием квантовой механики, созданием теории относительности, конструктивной логики и математики. С этого времени и вплоть до середины ХХ века характеризуется как этап неклассической науки. Неклассическое естествознание способствовало значительному расширению поля исследуемых объектов, открывая путь к освоению больших сложных саморегулирующихся систем. Лидером среди них выступает квантово-релятивистская физика. Онтология неклассической науки связана с релятивистской картиной мира, признанием относительного характера пространства, времени, массы, синтезом пространства и времени в едином пространстве- времени, взаимосвязи пространства и тел, которые его наполняют, взаимопревращением вещества и энергии, взаимодополняемостью волн и частиц, отрицанием строгой причинной обусловленности фундаментальных взаимосвязей объектов (индетерминизм), массовостью (множество объектов любого рода – статическая система), системностью, структурностью, организованностью, эволюционностью систем и объектов. Гносеологическим основанием служит признание связи между знаниями об объектах и характером средств и операций с ним, объект познания рассматривается как вплетенный в человеческую деятельность, экспликация средств и операций с объектом выступает условием получения истинного знания об объекте. Признание гипотетичности, вероятностного характера научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания, отрицание универсального научного метода и признание плюрализма научных методов и средств, интуиция как средство познания и творческий конструктивизм.

В рамках ценностных представлений неклассической науки происходят также существенные изменения. Все более начинают говорить о моральной ответственности ученых за результаты научного познания. Это означает, что теперь истина перестает рассматриваться как господствующая или нейтральная ценность относительно иных видов ценностей. Все ценности - научные, нравственные, политические - начинают рассматриваться в рамках единой ценностной системы, позволяющей соизмерять и соотносить между собою отдельные ценности и нормы. Наука начинает рассматриваться как часть культурной и естественной жизни, активно взаимодействующая с другими формами культуры. Идеал ученого постепенно изменяется от беспристрастного зрителя к активному участнику общественных процессов. Социология неклассической науки:  «зернистая» структура научного сообщества, многообразие форм научной кооперации, наука выступает как объект экономического, правового, социального и государственного регулирования, противоречивое многообразие норм научного этоса.

Неклассический этап развития науки проходит пик развития в 70-е годы ХХ в. Ему на смену приходит постнекласическая наука. Постнеклассическая наука – это современный этап развития науки, онтологическим основанием которой является четвертая глобальная революция, связанная, прежде всего, с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства. Лидерами постнекласической науки выступают биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Преимущественный предмет исследования постнеклассической науки – сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития. В онтологических основаниях данного этапа развития науки доминирующее положение занимает «категориальная матрица», обеспечивающая понимание и познание развивающихся объектов. Возникает новое понимание категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархия пространственно-временных форм) категорий возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации). Категория детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешнее воздействие) и др. Методологически постнеклассическая наука базируется на принципах: системности, структурности, органицизма, глобального эволюционизма, нелинейности (многовариантности) эволюции, антропологизма и телеологизма. В гносеологическом плане постнеклассическая наука учитывает соотнесенность знания об объекте не только со средствами, но и с социальными целями и ценностями. А это означает, что отныне гносеологические основы связаны преимущественно с социальностью (коллективность) научно-познавательной деятельности, формой реализации которой выступают комплексные исследовательские программы, сращивание в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, фундаментальных и прикладных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. Происходит аксиологизация гносеологического основания на некоторые стратегии взаимодействия потенциально содержащие катастрофические последствия. В этой связи трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Возникает необходимость установления более прочных связей фундаментальных научных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными ценностями общесоциального характера. Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий как особая часть жизни общества. В процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно-познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.