Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Студенческая библиотека


 Все существующие к настоящему времени отрасли науки стремятся получить какое-либо определенное и максимально непротиворечивое знание о том или ином участке мира. Любой человек даже в обыденных условиях также познает окружающие процессы и явления. Однако, в этой связи возникает справедливый вопрос – что такое знание вообще? Насколько оно связано с верой и убеждением? Что такое истина – т.е. реальное отличие знания от незнания? Каковы критерии истины? Какими методами возможно получить истину? Каковы границы чувственных данных и возможности нашего мышления? Что такое наука и какова ее реальная роль в познании мира? Все эти вопросы исследует важная отрасль философского знания – гносеология (теория познания)

Теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «гносеология» происходит от греч. слов «gnosis» - знание, и logos – понятие, учение, и означает «понятие о знании», «учение о знании». Хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно - шотландским философом Дж. Феррером (1854), учение о познании традиционно разрабатывалось с античных времен, поскольку теория познания в явном или неявном виде отвечает на один из ключевых вопросов философии «познаваем ли мир?». Данный вопрос предельно важен, поскольку от его постановки и решения зависит полученные данные. А это уже касается любой конкретной науки – экономики, информатики, истории.

В истории философии и науки сложилось две ключевых тенденции познания – «пессимистические» доктрины (агностицизм, пессимизм) и «оптимистические доктрины» - полагающие, что мир в той или иной форме познаваем (именно их мы подробнее рассмотрим в дальнейшем). Последние принято разделять на реализм, имманентизм и трансцендентализм. 

Реализм – философское учение, сторонники которого выводят знание из реального, т.е. существующего независимо от нас и на нас активно воздействующего внешнего мира. Знание в данной концепции есть с известными оговорками слепок, копия, образ внешнего мира, отражающегося в сознании. Истина – соответственно это максимальная степень соответствия образов сознания и внешнего мира (теория отражения). Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта в свойствах другого (взаимодействующего с ним) объекта. Сторонниками данной концепции в разное время являлись Ф. Бэкон, Дж. Локк, К. Маркс, Ж. Пиаже, Х. Патнэм, К. Поппер. Аргументом против данной теории являются выводы современной физики (теория относительности А. Эйнштейна, принцип соотношения неопределенностей В. Гейзенберга) – доказавшей изменчивость самого мира и влияние наблюдателя на объект исследования, что в свою очередь не позволяет говорить о достижении достоверности полученного знания.

Имманентизм (от лат. внутренне свойственный, присущий) – философское учение, сторонники которого утверждают, что знание является уже внутренне (имманентно) присущим сознанию человека. Следовательно познавательная деятельность человека имеет дело не с противостоящим ему миром вещей, а с реальностью, составляющей его собственную сущность. Знание в подобном случае выводится из интуиции и самопознания. Мир уже дан нам, вопрос в том, можем ли мы охватить проникающую в нас информацию? Истина в подобном случае – есть открытие в себе всей полноты знания. Представителя данной концепции могут считаться большинство восточных учений, а также такие европейский мыслители как Платон, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский. Аргументом против данной теории является известная доля мистицизма, а также невозможность эмпирически и наглядно подтвердить критерии знания или заблуждения.

Трансцендентализм (от лат. Transcendental – внешний, выходящий за свои пределы) – гносеологическая установка, рассматривающая знание как продукт активной конструктивной деятельности сознания и направленная на выявление всеобщих (трансцендентальных) условий любого возможного опыта. Сторонники данной стратегии утверждают, что для того, чтобы познать истину необходимо не только обращение к объекту познания напрямую (ведь это невозможно, поскольку весь мир дан нам через сознание) и не обращение в глубины своей личной имманентности, а анализ одинаковых для всех людей структур субъективности, своеобразных стереотипов, шаблонов, затрудняющих видение внешнего мира. Представителями данной тенденции являлись И. Кант, Р. Декарт, Э. Гуссерль.

Трансцендентализм утверждает, что образ мира данный нам в сознании, никогда не бывает точной копией действительного мира. Это указывает, на творческий характер человеческого сознания и познания (мы всегда видим в мире что-то новое, даже если предположить, что мир за время нашего познания не изменился). Таким образом, следует заметить, что познавательной деятельности человека постоянно сопутствует феномен творчества. Творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Можно говорить и о структуре творческого акта. При характеристике научного творчества выделяют следующие этапы.

1) Этап накопления знаний, навыков, умений для четкого формулирования проблемы.

2)     Этап “сосредоточения усилий”, который иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование.

3)     Уход от проблемы, переключение на другие занятия; этот этап называется периодом инкубации.

4)     Озарение, или “инсайт”.

5)     Верификация (т.е. проверка подлинности гипотезы)