Студенческая библиотека


 

Пауль Фейерабенд («Избранные труды по методологии науки», «Очерк анархистской теории познания») – создатель эпистемологический анархизм или анархический плюрализм

Согласно его точке зрения, наука выиграла бы от некоторой «дозы» анархизма в научной теории. Анархизм в теории желателен, потому что это более гуманистический подход, поскольку он не навязывает учёным жёстких правил.

Развитие науки осуществляется за счет конкуренции различных теорий. Процесс создания теорий – пролиферация.

Пролиферациямаксимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки.

Выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, ограничивает прогресс.

Вводит принцип несоизмеримости. Нельзя критиковать одну теорию с позиции другой, т.к. у каждой теории свои факты, принципы и логика, которые несоизмеримы.

Считает необходимым создание такой науки, которая будет принимать во внимание историю. История науки должна рассматриваться как нечто сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как однолинейный и однообразный процесс.

Считает недостаточным абстрактно-рациональный, т.е. неопозитивистский, подход к анализу науки. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста.

Чисто рациональная теория развития науки сосредотачивается на изучении логических законов и понятий, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант развития науки.

Ратует за построение новой теории развития науки, которая способна признает, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие – социальный. Вот почему необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Активно критикует научную последовательность, преемственность теорий.

Т.о. наблюдается плюрализм теорий. Наука является иррациональной и не отличается от мифа, религии, выступает как форма идеологии. Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный изменениями, требует разных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий.