Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!



В современной западной философии проблема роста и развития знания является центральной. Особенно активно проблему разрабатывали сторонники постпозитивизма - Поппер, Кун, Лакатос и другие.

Карл Поппе («Логика и рост научного знания», «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма») описывал развитие научного знания так:

Развитие научного знания[7] – это непрерывный процесс опровержения одних научных теорий и замены их лучшими. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок – выбор теории зависит от определенной проблемной ситуации.

Процесс не является кумулятивным – это процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Дарвиновская эволюция здесь – это эволюция построения все лучших и лучших теорий. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке – самые непротиворечивые теории. Это противоречит принципу преемственности в развитии науки, т.к. ни одна теоретическая конструкция не может быть полностью опровергнута: в ней всегда содержится и рациональное зерно (теория Поппера не кумулятивная).

Требования к росту знания:

1. новая теория должна исходить из простой новой идеи.

2. теория должна вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.

3. теория должна выдерживать опровержение.

Необходимые средствам роста научного знания – это язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.

Именно закрепляясь в языке, знание приобретает объективный характер. Т.е. Поппер – сторонник интернализма.

Интернализм – это течение, которое признает движущей силой развития науки – факторы, связанные с внутренней природой научного знания, например, соотношение традиций и новаций.

Поппер сторонник гипотетико-дедуктивного метода. Из гипотез общего характера выводятся предположения, которые сравниваются с протокольными утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной.

Структура процесса:

1.       выдвижение гипотезы;

2. оценка степени фальсифицируемости гипотезы (Поппер считает, что законы надо не верифицировать, а фальсифицировать).

Фальсификация – это опровержение неистинности. Истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом.

С точки зрения Поппера, научное знание не сводимо к опытному, эмпирическому. Эмпирическое знание – это только один уровень научного знания, наряду с ним, существует теоретический.

Эмпирический и теоретический уровни связаны между собой. Поэтому принцип фальсификации – это установка на критический анализ научного знания, на необходимость критического пересмотра всех достижений. Т.о., Поппер утверждает взгляд на науку как на динамический процесс с непрерывно происходящими изменениями.

3. выбор предпочтительной гипотезы;

4. выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов;

5. отбор следствий, имеющих принципиально новый характер;

6. отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, если же теория не фальсифицируется, то принимается конвенциальное решение о прекращении проверок и объявление теории принятой.

Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она всегда имеет гипотетический характер. Её образуют не законы, а правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма).

Модель роста научного знания: исходная проблема → пробная теории для ее решения → проверка теории на деле → устранение ошибок (элиминация) → появление новой более глубокой проблемы.

Поппер выводит концепцию «третьего мира», различая:

1)           мир физических объектов,

2)           мир мыслительных, ментальных состояний сознания.

3)           мир научных идей (книги, рукописи, чертежи). Третий мир возникает как результат взаимодействия физического мира и сознания, как продукт человеческой деятельности.

«Третий мир» - это мир познания без познающего субъекта. Например, книга содержит знание независимо от того, прочитают ее или не прочитают. Важно только то, что она потенциально может быть прочитана.

Идея автономии – это центральная идея теории «третьего мира». Хотя «третий мир» – это продукт человеческой деятельности, он существует независимо от человека по своим собственным законам.

Все миры взаимосвязаны как практика → частная теория → общая теория. «Второй мир» – посредник между «первым» и «третьим» мирами, которые в непосредственный контакт вступить не могут.

В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма. Он отрицает объективные законы общественного развития и возможность социального прогнозирования.

Достоинства теории Поппера:

- сделал проблему развития знания основной, т.к. анализировал выдвижение, проверку и смену научных теорий, тем самым возродив интерес к истории науки;

- рассматривает знание как систему изменяющуюся и развивающуюся;

- избегает излишнего эмпиризма;

- не впадает в иррационализм.

Недостаток:

- установка на открытость, самокритичность в науке скорее может существовать в виде императива, который реализуется самими учеными в конкретных ситуациях, как императив нравственного сознания.

- попытка демаркации научного знания от ненаучного;

- свел рост научного знания к дуэли гипотез;

- игнорирует понятие истины, заменив рассуждениями о правдоподобных утверждениях;

- игнорирует социально-культурный контекст роста знаний.