Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!



Позитивизм – это течение западной философии II пол. 19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. А философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Однако не предлагали совсем отказаться от философии, а предлагали «новую философию», которая нужна для разработки общенаучных методов познания, создания системы научного знания.

Позитивизм предназначен для критики ненаучного знания. Наука не нуждается больше в стоящей над ней философии. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.

Позитивизм пережил несколько периодов:

I форма позитивизма – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук.

II форма позитивизма – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).

Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таких понятий как материя, субстанция и других понятий. В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений.

III форма позитивизма – неопозитивизм (с середины 20х годов 20 века) – Шлик, Карнап, Витгенштейн («Логико-философский трактат», «Философские исследования») – попытались обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследований.

На кафедре Венского университета, которую после смерти Маха возглавил Шлик, собралась группа ученых, поставивших перед собой цель - реформировать науку и философию. Это «Венский кружок».

Они считают, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы неопределенностей. Таким языком является язык математической логики.

Язык науки строится так: из первичных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными. Для выявления и отбрасывания таких бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки. Именно такой анализ должен стать главным занятием философов.

Философия – это особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков.

Гносеологические принципы неопозитивизма:

1. Всякое знание – это знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии. Мир – это калейдоскоп чувственных впечатлений. Вне чувственных впечатлений нет никакой реальности.

2. То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью. Структура предложений совпадала со структурой факта, поэтому истинное предложение было абсолютно истинно.

3. Все функции знания сводятся к описанию.

Если мир – это комбинация чувственных впечатлений, то знание сводиться только к чувственным впечатлениям, что сводится, лишь к фиксации этих впечатлений.

Объяснение и предсказание исчезают. Объяснить чувственные переживания можно, только апеллируя к их источнику - внешнему миру. Логические позитивисты отказываются говорить о внешнем мире, следовательно, отказываются от объяснения. Отсюда – и отрицание философии, т.к. она внечувственна.

Предсказание должно опираться на связи явлений, на знание причин. Логические позитивисты отвергают существование таких причин. Таким образом, остается только описание, поиски ответов на вопрос «как?», а не «почему?».

Философия отождествляется с логическим анализом языка.

Другой характерной особенностью неопозитивизма является его антиисторизм. Если мир – это совокупность чувственных переживаний и лишенных связи фактов, то в нем не может быть развития. Все изменения, происходящие в мире, сводятся к перекомбинации фактов. Знание – это описание фактов, нет развития.

С точки зрения логического позитивизма, деятельность ученого в основном должна сводиться к двум процедурам:

1) установление протокольных предложений;

2) изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.

Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине которой находятся основные постулаты; вся пирамида опирается на совокупность протокольных предложений.

Именно эта модель науки и определила тот круг проблем, с которыми столкнулись логические позитивисты в своей методологии:

1. Проблема понятия эмпирического языка.

Предполагается, что протокольное предложение выражает мое чувственное переживание в определенный момент и для меня оно истинно.

Но выражая ощущения в языке, мы производим абстрагирование и обобщение. Получается, что выразить в языке чувственное переживание и при этом сохранить его «чистоту», не добавив рационального элемента, невозможно.

Таким образом, убеждение логических позитивистов в том, что наука опирается на твердый эмпирический базис, а этот базис состоит из протокольных предложений, выражающих чувственные переживания субъекта, оказалось ложным.

2. Проблема демаркации[5]

Неудачей закончилась попытка логических позитивистов сформулировать критерий демаркации.

Логические позитивисты в качестве критерия демаркации избрали верифицируемость. Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые проверяются опытно.

Протокольные предложения не нуждаются в верификации, т.к. представляют чистый чувственный опыт и служат для верификации других предложений.

Предложения философии неверифицируемы, следовательно, они не только лежат вне науки, но просто бессмысленны. Сведение философии к логическому анализу неопозитивизм – это «заслуга» Рассела.

Итак, история верификационного критерия показала, что стремление найти абсолютный критерий демаркации не может привести к успеху.

Принцип фальсифицируемости ориентируется не на подтверждение, а на опровержение выдвигаемых положений. Суть его состоит в том, что те положения, которые претендуют на статус научности, стараются опровергнуть. Когда не удается опровергнуть выдвинутое положение, его можно считать истинным. Когда же его удается опровергнуть, то данное положение просто отбрасывается.

Однако, принцип фальсифицируемости ориентируется только на опровержение; он не позволяет успешно приращивать знание: если находятся данные, которые опровергают ту или иную теорию, ее полностью отбрасывают. Но реальный путь познания не таков.

Обратившись к семиотическим проблемам, они выделили три области отношений:

- прагматика (отношения языка к тому, кто его употребляет);

- семантика (отношение между языком и тем, что им обозначается);

- синтаксис (отношение между языковыми выражениями).

Все вместе названо семиотикой. Предметом анализа стали значения слов и знаков, логические, лингвистические и психологические проблемы.