Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!



Новое время, начавшееся в 17 веке, стало эпохой капитализма, эпохой быстрого развития науки и техники. Основной темой философии стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является разум. Основателем рационализма считается Декарт («Правило для руководства ума», «Трактат о свете», «Описание человеческого тела», «Рассуждения о методах»).

Критерием истины у Декарта выступает познающий разум, а методологическая установка: «во всем должно сомневаться». Декарт предлагает метод познания – метод научного сомнения, это средство получения истины.

Для Декарта неприемлема чувственная очевидность. Теоретические идеи являются врожденными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа совершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, аксиомы.

По мнению Декарта, науке необходим строгий и рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому плану, что позволит человеку осуществлять господство над природой через научные достижения.

Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике. Философия должна выступать как наиболее достоверная наука.

Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе. «Если мы провозгласим ложным все, в чем можно сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые мыслим. А значит неоспоримым фактом является то, что: «я мыслю, значит, существую».

Рассуждения о методе – это важнейшая часть философского наследия Декарта. Он считал, что начало познания – ум, но его сначала нужно научить всему.

Метод Декарта (дедуктивный) называется аналитическим или рационалистическим. Началом дедукции является интеллектуальная интуиция (это родившееся в уме простое знание).

Дедукция – получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений, т.е. это движение мышления от общего к частному, единичному. Исходные положения это – аксиомы. Из них логическим дедуктивным путем выводятся новые знания.

Гипотетико-дедуктивная модель включает:

1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью;

2) выделение максимально простых элементов знания;

3) восхождение от простого к сложному. Дедукция – знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное знание.

Существуют разные виды гипотез:

- общие – это обоснованные предположения о закономерностях разного рода связей между явлениями; это фундамент построения научного знания.

- частные – это обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений.

- рабочие – это предположение, выдвигаемое на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.

- и гипотезы, выдвинутые с целью решения стоящих перед испытываемой теорией задач и оказавшиеся ошибочным вариантом ее развития.

Критерий истинности – очевидность, ясность, отчетливость.

Гипотетико-дедуктивный метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайных и субъективных факторов.

Научное знание – это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой постепенно заполняются отдельные ячейки.

Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни.

Правила, которых придерживается Декарт и которые полагает важнейшими:

—  не принимать любые вещи за истинные; избегать поспешности и заинтересованности;

—  не включать ничего, в чем можно сомневаться;

—  делить все проблемы на части, чтобы легче было их решать;

—  свои идеи располагать в последовательности, начиная с наипростейших и продвигаться медленно, к знанию наиболее сложных;

—  совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел.

Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из них принадлежат, в частности, Спиноза («Этика»).

Спиноза трактовал мышление как самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.

Мышление тем совершеннее, чем активнее субъект.

Он выделяет три рода знания:

1. Знания, основанные на воображении (чувственный уровень познания), смутны и неясны.

2. Рассудочное знание, опирающееся на ум и предназначенное для пони­мания мира. Их образцом выступает математика. Оно оперирует общими понятиями, лишено субъективизма, а потому истинно.

3. Интуитивное знание – это интеллектуальная, рассудочная деятельность, она дает возможность уму непосредственно «схватывать» общие понятия сущность вещей.

Итак, в первой половине XX в. одной из популярных становится гипотетико-дедуктивная модель научного познания. Ученые выдвигают гипотетическое обобщение, из него дедуктивно выводятся следствия, которые затем сопоставляются с эмпирическими данными. Т.е. гипотезы, которые противоречат опытным данным, отбрасываются, а подтвержденные утверждаются в качестве научного знания.

Характерными чертами рационализма являются:

- неприятие чувственного метода постижения истины

- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;

- дедуктивный метод получения знаний.

Декарт сравнивает философию с корневой системой дерева науки, стволом которого является физика, а ветвями — прикладные науки. Декарт считает возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой (конечная цель научного познания).