Студенческая библиотека

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

 

Основания науки выполняют генетическую функцию, за ними закреплена функция систематизации и интеграции.

Все научные знания включают в себя:

1. Идеалы и нормы научного исследования – схема освоения объектов.

Они выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен получиться в результате их осуществления и каким способом получить этот продукт.

Выделяют виды идеалов и норм:

1. идеалы и нормы объяснения и описания;

2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знания;

3. идеалы и нормы построения организации знания.

Идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют ход исследовательской деятельности и имеют конкретно-исторический характер. Нормы и идеалы свидетельствует об упорядоченном характере процесса научного поиска. Позитивисты считают идеалом науки чистое описание фактов чувственного восприятия.

Среди идеалов и норм выделяют:

- познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта (факт, теория, гипотеза, проблема),

- социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и её ценности для общественной жизни.

В содержании любого из видов идеалов и норм науки можно выделить следующие уровни.

I - признаки, которые отличают науку от других форм познания - обыденного, художественного, религиозного, интуитивного.

II уровень - определяется исторически изменяющимися установками, которые характеризуют стиль мышления, господствующий в исторической эпохе.

III уровень - характеризуется тем, что установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области конкретной науки. Например, в некоторых науках (математика, астрофизика и др.) отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он оказывается обязательным.

2. Научная картина мира – обобщенные образы, посредством которых фиксируются образцы фундаментальной реальности, и получается представление о пространственно-временной характеристике реальности.

Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами.

Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки.

Структура научной картины мира включает:

- центральное теоретическое ядро, обладающее устойчивостью,

- частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.

Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания.

Научная картина мира – это обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии.

3. Философские принципы и идеи.

Философия – внешний взгляд на здание науки, на ее фундамент. Именно философия предлагает новые идеи построения фундамента при его разрушении – научной революции.

Философские основания естествознания подразделяются на онтологические, гносеологические, методологические.

Онтологические – учение о бытие, изучающее мир, как он существует сам по себе, отвечающее на вопросы: Каково устройство мира? От какого первоначала произошёл мир? Под действием каких сил происходит развитие? и т.д.

Гносеологические – теория познания, отвечает: Познаваема ли истина? Какие методы, формы и виды познания?

Методологические основания включают комплекс нормативных представлений, направленных на изучение методов научного познания и способов организации деятельности.

Цель методологии – обеспечение научного познания путем использования совокупности правил, норм и приемов исследования.

Методология регулирует познавательный процесс с учетом современного уровня знаний, сложившейся картины мира.

Выделяют две составляющие методологии: инструментальную, где формируются требования, которые обеспечивают ход мысли и действия; конструктивную, направленную на приращение знания.

Итог: Основания науки подтверждают представления о непрерывном развитии научного прогресса. Это отражено кумулятивной моделью развития науки.

История науки свидетельствует, что научное развитие предполагает ломку и смену оснований науки, это отражено антикумулятивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории не связываются логически, а используют разнообразные принципы и способы обоснований. История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов».

Без философских оснований науки нарушается целостность знания и целостность культуры.

 

К основаниям науки, по мнению Пуанкаре, необходимо отнести идеи конвенциализма (соглашения), которые, как он доказывал, были распространены в математике и физических науках.

Венский кружок: основание науки – унификация языка. Другой принцип в основании науки: подлинно-научное знание должно быть сведено к показанию органов чувств и подтверждено экспериментально (верифицировано). Должны быть выброшены все неподтвержденные опытом научные утверждения

Полани: Основание науки – мотивы личного опыта, веры в науку. Его тезис: науку делают люди, обладающие мастерством. Знакомство с объектом исследования, превращаясь в навыки и умения, становятся личностным знанием ученого.

Эпистемология Тулмина: Основание науки – идеалы естественного отбора. Выживаемость теорий – процессы сохранения и мутаций, что по аналогии играет роль естественного и искусственного отбора. Эволюция научных идей – результат взаимодействия интеллектуальных, социальных, экономических и др. факторов. Решающая роль – интеллектуальные факторы, следовательно - научная элита, от которой зависит выдвижение новых продуктивных понятий. Подчеркивается роль лидеров и авторитетов в науке.

Парадигма Куна: Основание науки – парадигма, т.е. модель решения научных проблем. Важнейший элемент основания науки – деятельность научного сообщества по конкретной специальности. Отрицается преемственность в науке. Период господства парадигмы сменяется ее распадом, т.е. «научной революцией».

Лакатос: Основание науки – научно-исследовательская программа, включающая совокупность теорий. Развитие науки – смена таких программ. 2 стадии развития научно-исследовательских программ: прогрессивная и регрессивная. При появлении превосходящей программы можно отказаться от предшествующей – «научная революция».

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.