Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Студенческая библиотека


 

Основания науки выполняют генетическую функцию, за ними закреплена функция систематизации и интеграции.

Все научные знания включают в себя:

1. Идеалы и нормы научного исследования – схема освоения объектов.

Они выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен получиться в результате их осуществления и каким способом получить этот продукт.

Выделяют виды идеалов и норм:

1. идеалы и нормы объяснения и описания;

2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знания;

3. идеалы и нормы построения организации знания.

Идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют ход исследовательской деятельности и имеют конкретно-исторический характер. Нормы и идеалы свидетельствует об упорядоченном характере процесса научного поиска. Позитивисты считают идеалом науки чистое описание фактов чувственного восприятия.

Среди идеалов и норм выделяют:

- познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта (факт, теория, гипотеза, проблема),

- социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и её ценности для общественной жизни.

В содержании любого из видов идеалов и норм науки можно выделить следующие уровни.

I - признаки, которые отличают науку от других форм познания - обыденного, художественного, религиозного, интуитивного.

II уровень - определяется исторически изменяющимися установками, которые характеризуют стиль мышления, господствующий в исторической эпохе.

III уровень - характеризуется тем, что установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области конкретной науки. Например, в некоторых науках (математика, астрофизика и др.) отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он оказывается обязательным.

2. Научная картина мира – обобщенные образы, посредством которых фиксируются образцы фундаментальной реальности, и получается представление о пространственно-временной характеристике реальности.

Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами.

Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки.

Структура научной картины мира включает:

- центральное теоретическое ядро, обладающее устойчивостью,

- частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.

Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания.

Научная картина мира – это обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии.

3. Философские принципы и идеи.

Философия – внешний взгляд на здание науки, на ее фундамент. Именно философия предлагает новые идеи построения фундамента при его разрушении – научной революции.

Философские основания естествознания подразделяются на онтологические, гносеологические, методологические.

Онтологические – учение о бытие, изучающее мир, как он существует сам по себе, отвечающее на вопросы: Каково устройство мира? От какого первоначала произошёл мир? Под действием каких сил происходит развитие? и т.д.

Гносеологические – теория познания, отвечает: Познаваема ли истина? Какие методы, формы и виды познания?

Методологические основания включают комплекс нормативных представлений, направленных на изучение методов научного познания и способов организации деятельности.

Цель методологии – обеспечение научного познания путем использования совокупности правил, норм и приемов исследования.

Методология регулирует познавательный процесс с учетом современного уровня знаний, сложившейся картины мира.

Выделяют две составляющие методологии: инструментальную, где формируются требования, которые обеспечивают ход мысли и действия; конструктивную, направленную на приращение знания.

Итог: Основания науки подтверждают представления о непрерывном развитии научного прогресса. Это отражено кумулятивной моделью развития науки.

История науки свидетельствует, что научное развитие предполагает ломку и смену оснований науки, это отражено антикумулятивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории не связываются логически, а используют разнообразные принципы и способы обоснований. История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов».

Без философских оснований науки нарушается целостность знания и целостность культуры.

 

К основаниям науки, по мнению Пуанкаре, необходимо отнести идеи конвенциализма (соглашения), которые, как он доказывал, были распространены в математике и физических науках.

Венский кружок: основание науки – унификация языка. Другой принцип в основании науки: подлинно-научное знание должно быть сведено к показанию органов чувств и подтверждено экспериментально (верифицировано). Должны быть выброшены все неподтвержденные опытом научные утверждения

Полани: Основание науки – мотивы личного опыта, веры в науку. Его тезис: науку делают люди, обладающие мастерством. Знакомство с объектом исследования, превращаясь в навыки и умения, становятся личностным знанием ученого.

Эпистемология Тулмина: Основание науки – идеалы естественного отбора. Выживаемость теорий – процессы сохранения и мутаций, что по аналогии играет роль естественного и искусственного отбора. Эволюция научных идей – результат взаимодействия интеллектуальных, социальных, экономических и др. факторов. Решающая роль – интеллектуальные факторы, следовательно - научная элита, от которой зависит выдвижение новых продуктивных понятий. Подчеркивается роль лидеров и авторитетов в науке.

Парадигма Куна: Основание науки – парадигма, т.е. модель решения научных проблем. Важнейший элемент основания науки – деятельность научного сообщества по конкретной специальности. Отрицается преемственность в науке. Период господства парадигмы сменяется ее распадом, т.е. «научной революцией».

Лакатос: Основание науки – научно-исследовательская программа, включающая совокупность теорий. Развитие науки – смена таких программ. 2 стадии развития научно-исследовательских программ: прогрессивная и регрессивная. При появлении превосходящей программы можно отказаться от предшествующей – «научная революция».