Студенческая библиотека


Наука – это исторически сложившаяся форма деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, развивающаяся система знаний о мире, его свойствах и закономерностях развития.

Цель науки – постижение истины и открытие объективных законов для предвидения тенденций развития действительности и изменять её. Функции науки: теоретико-познавательная, мировоззренческая, прогностическая; аксиологическая и другие.

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, понимается трояко:

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физические, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как вид деятельности – это специфический вид деятельности, цель которой производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Она стремится к выверенному и логически упорядоченному познанию предметов и процессов окружающей действительности.

Как вид деятельности, она состоит из 3 основных элементов: цель (получение нового научного знания), предмет (имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация), средства (исследовательские методы).

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы ценностей, присущих данной социальной структуре.

Выделяют два направления в историографии и теории развития науки:

Интернализм – направление в теории развития науки, по которому главную движущую силу науки составляет имманентно – присущие ей внутренние силы, средства и закономерности.

Экстернализм – направление в теории развития науки, по которому наука как являются органической частью социокультуры, и, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние, а также рассматривающее источник развития науки во внешних, социальных факторах.

Науковедение – комплексного изучения науки, преимущественно ее социальных аспектов, но в единстве с когнитивной (познавательной) составляющей. Оформление науковедения относится к 60-м гг.

Цель – разработка теоретического понимания науки и определение способов и критериев рационального ее участия в жизни и развитии общества.

Термин введен Боричевским для обозначения теории науки, «науки о науке». Большое влияние на становление науковедения оказал Бернал (книга «Социальная функция науки»). В 60-е гг. доминировала концепция Мертона, в 70-е гг. – работ Куна (знание обретает статус научного, когда оно принято научным сообществом, что привело к абсолютизации представления о науке как процессе).

Науковедение – научная дисциплина, изучающая: закономерности функционирования и развития науки как системы знаний и социальных институтов; политику в области науки; научно-техническое прогнозирование; применения науки.

В русле этой дисциплины сложились специальные отрасли – социология науки, экономика науки, психология науки и др.

Наукометрия – область науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики потоков научной информации.

Философия науки – возникшее к 60-м гг. направление в методологии науки, исследующее изменения в структуре естествознания в связи с культурно-историческими, психологическими и теоретическими предпосылками научной деятельности.

Социология науки – это область социологических исследований, изучающих науку как социальный институт.

Предмет – внутренние отношения, обеспечивающие функционирование науки, взаимоотношения науки с другими институтами, вопросы о том, каким образом люди становятся учеными и т.д.

Концептуальный каркас мертоновской социологии науки включает:

1. целостность сообщества должна задаваться общей целью и интенсивной деятельностью каждого участника по ее достижению;

2. система поощрений должна быть прописана понятно и прозрачно;

3. нормы и правила, гарантирующие честную конкуренцию, должны быть простыми и понятными;

4. острота конкуренции должна специально стимулироваться, чтобы интенсивность деятельности была максимальной;

5. система должна быть очень устойчивой, чтобы деятельность участников не подвергалась существенным искажениям под влиянием местных условий;

6. концепция должны быть рациональной, прозрачной и компактной, с тем, чтобы исключить многозначность интерпретаций.

Императивы обеспечивают нормативную составляющую научного сообщества. Императив – нормы поведения ученого.

Императивы Мертона:

1.                Универсализм (объективный характер научного знания)

2. Коллективизм (плоды познания принадлежат всему обществу)

3. Бескорыстность,

4. Организационный скептицизм (запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики)

5.                Рационализм (наука стремится к объективной истине, к доказанному, логически организованному, научно оцененному дискурсу),

6.                Эмоциональная нейтральность (запрещает использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии).

Проблемы развития науки в развивающихся странах, создания единой системы сравнения показателей научной деятельности и др. изучаются исследовательскими группами под эгидой ЮНЕСКО и др. международных организаций.