Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Студенческая библиотека


Незапрограммированность исторического процесса, присутствие в нем случайности, а главное – многоозная деятельность человека – обуславливают его многовариантность. Именно эта многокрасочность истории порождает одну из важнейших методологических проблем исторической науки – проблему альтернативности истории.

Альтернативность исторического развития это один из наиболее функциональных феноменов исторического сознания. Осознание или отрицание возможности иного хода событий часто служит основной причиной обращения к прошлому.

Чем сложнее «пространство истории» (т.е. множество всех факторов, событий, обстоятельств, влияющих на состояние системы «история»), тем, как правило, больше возможных точек бифуркаций, больше существенно различающихся конечных позиций, тем сильнее искушение «обогатить» и разнообразить реальность действительной истории.

При изучении альтернативности истории для ее понимания используются два приема, разработанные М.Вебером - моделирования возможного развития событий (предположение иного исторического результата) и приема моделирующего вычитания (ирреальной реконструкции деталей), т. е. мысленного построения того, чего могло бы не быть. Названные приемы важны для познания и понимания истории как вероятностной по своему характеру, так как в ней действуют живые люди, обладающие эмоциями, чувствами, настроениями, имеющие мотивы, интересы, определенные цели и ценности, свершающие рациональные и иррациональные поступки. В контексте многофакторного причинно-аналитического исследования продуктивно рассматривать и то, что произошло, и то, чего не случилось. Это и есть наука в отличие от простой хроники событий, считал М.Вебер. Так он, имея в фокусе исторического исследования человека, органично соединил рациональное и иррациональное в понимании истории, индивидуальное, конкретное, эмпирическое с общим, абстрактным, теоретическим.

Непонимание многовариантности исторического развития в прошлом ведёт к непониманию многовариантности будущего в условиях постоянной изменчивости текущей ситуации, что может привести к необратимым ошибкам.

Проблема альтернативности – это во многом проблема роли субъективного фактора в истории, проблема свободы исторического выбора, а значит, и ответственности за него. Идея альтернативности направлена против любого рода провиденциалистических представлений о характере исторического процесса, отрицающих свободу человеческой воли и ее целенаправленного и эффективного влияния на ход истории. В равной степени современное понимание альтернативности направлено и против субъективно-волюнтаристских взглядов, сводящих историю человечества к «смеси случайностей, ошибок, неожиданностей и глупостей.