Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!



Проблема взаимоотношения человека и природы во всей це­лостности всегда была предметом глубокого философского инте­реса. К ней так или иначе обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Уни­версуме. В связи с этим встает вопрос: как соотносится экологи­ческая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требу­ющая неотложных естественно-научных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской про­блемой взаимоотношений человека и природы?

Философское поле анализа данной проблемы простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трех ее основных значениях: 1) Универсума; 2) соотносящейся с обще­ством части Универсума; 3) внутренней основы человека. Эколо­гическое поле значительно уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и рас­тений понятие среды; его можно определить как часть природы, в которой существует человек и средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности.

В понятии «природа» отражается генетический аспект проис­хождения человека (слово «природа» покоренно словам «род», «родник»). На конкретно-экологическом уровне это различие мо­жет элиминироваться, но оно приобретает важное значение на уровне философского анализа.

Следует отметить, что между философским и конкретно-эко­логическим уровнями, как и между понятиями «природа» и «при­родная среда», нет непроходимой пропасти. Совокупность учиты­ваемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает все больше информации о влиянии приро­ды на его существование и все большую часть природы превраща­ет в среду своего обитания. В теоретическом же плане, имея в виду известное диалектическое положение «все связано со всем», по­нятие «природная среда» можно рассматривать в качестве некото­рого эквивалента понятию «природа» в значении части Универсу­ма, соотносящейся с человеческим обществом.

Экологическую точку зрения приближают к философии и об­стоятельства иного плана. Экология в широком смысле слова пы­тается определить место человека в окружающей его природной среде, в то время как философия размышляет о месте человека в Универсуме. Экология обращена в будущее и стремится к возможно более далекому прогнозу, философия обращена в бесконеч­ность и вечность. Поэтому можно сказать, что экология есть нечто переходное между конкретными науками и философией в предмет­ном плане, так же как общая методология является переходной от конкретных наук к философии в гносеологическом плане. Есть и другие обстоятельства, сближающие философию с экологией, о которых будет сказано позже. Отсюда, однако, не следует, будто можно отождествить экологическую проблему с философской проблемой взаимоотношений человека и природы.

Последнее возможно только в том случае, если бы экологиче­ская проблема включила в себя проблему человека, т. е. преодоле­ла границы самой себя. Обычно же разговоры об экологической философии не идут дальше экстраполяции на философскую проблему взаимодействия человека и природы данных экологии растений и животных. Такая философия ограничивается представлением, по которому главная проблема, стоящая перед человече­ством, — проблема выживания (сообразно тому, как смотрит эколог на цели биологических организмов и сообществ), а ос­новное средство ее решения — обеспечение равновесия челове­ка со средой его обитания (аналогично стратегии развития есте­ственных экологических систем). Подобная точка зрения была бы в какой-то мере оправдана в том случае, если бы у человече­ства осталась одна важная проблема — экологическая и не было бы других социальных проблем, решение которых, кстати ска­зать, во многом связано и определяет решение экологической проблемы.

Данное соображение, конечно, не должно ставить под сомне­ние ни актуальность самой экологической проблемы, ни значе­ние философской проблемы взаимоотношений человека и при­роды, ни действенность философского анализа экологической проблематики, которую философ рассматривает на своем уров­не, как и любую иную. Философский взгляд на современную эко­логическую ситуацию может оказаться плодотворным для пра­вильной постановки экологической проблемы, глубокого и все­стороннего ее осмысления и выработки глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский взгляд особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать осно­вополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом часто положение обостряется и требует эффективных конкретных ре­шений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалась бы чело­веческая деятельность в данной области. На наш взгляд, подобная ситуация и намечается сейчас во взаимодействии человека с при­родной средой его обитания. Именно поэтому появление множе­ства конкретных экологических программ не должно отодвигать или вообще ставить под сомнение правомерность философского подхода к экологической проблеме.

Философия представляет собой поиск абсолютной истины в рациональной форме, и исторически она есть первая отрасль куль­туры, которая осознала рациональный характер человеческой куль­туры, пытаясь воспользоваться этой рациональностью как сред­ством.

Относительно роли философии в решении экологической про­блемы высказывались различные взгляды, вплоть до отрицания этой роли, поскольку данная проблема сугубо практическая. Однако одна из причин того, что экологическая проблема не ре­шена, заключается в недостаточности внимания к ее философ­ским аспектам. В не столь далекие времена бытовало убеждение, что философия не нужна для улучшения экологической ситуа­ции, просто надо не загрязнять природную среду. Ныне можно встретить утверждение, что философия как таковая в силу своей преимущественно рациональной направленности в принципе не способна помочь решению экологической проблемы, поскольку требуются иные, нерациональные приемы мышления (предлага­ется название экософии вместо философии).

Однако философия важна для экологической проблемы не толь­ко потому, что взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания.

В настоящее время под ноосферой понимают сферу взаимодействия человека и природы, в рамках которой определяющим фактором ста­нет разумная человеческая деятельность.

В рамках современного взгляда на концепцию устойчивого (до­пустимого) ноосферного развития можно полагать, что человечеством необязательно будут руководить мэтры науки, «знающие пути» и пред­писывающие их людям; человечество будет действовать либо по принципу здравого смысла, либо по обстоятельствам. Однако главное, что оно должно знать, — направленность развития био­сферы в рамках коэволюции ее с Человеком разумным.