Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Студенческая библиотека


Материалистическое понимание истории является важным завоеванием философ­ской мысли. Маркс выделил две причинно-следственных цепочки в понимании общест­венной жизни: 1) объективное бытие => объективное сознание; 2) способ производства материальных благ => социальная сфера => поли­тическая сфера => духовная жизнь общества

Это ответ на проблематику основного вопроса философии.

Огромным достижением был переход к системному рассмотрению общества. Маркс, пожалуй, впервые увидел общество как сверхсложную систему, организующуюся вокруг определенных принципов. Системообразующее начало Маркс видел в способе производства.

Другое дело, философия истории Маркса, которая была неправомерной экстрапо­ляцией европейского исторического материала на всемирную историю. Мировой исторический процесс вряд ли правомерно понимать в виде линейного восхождения от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. Самоценность и самодостаточность каждого общественного строя игнорируется. Любой строй видится как ступень к последующему. Отсюда вытекает телеология - учение о цели истории.

В марксистской философии истории неявно присутствует христианская эсхатоло­гия и гегелевская философия истории.

С этих позиций становится видно, что связывать будущее чело­вечества с развитием того направления, по которому оно шло после неолитической революции и особенно последние столетия, край­не опасно. Это направление уже исчерпало свою потенцию. А де­кларировать возможность его простого совершенствования, сохра­нив шкалу привычных приоритетов, еще и вредно, поскольку это порождает иллюзии, следование которым может привести только к катастрофе.

Поэтому, пока не поздно, необходимо вложить в понятие ус­тойчивое развитие (sustainable development) иной смысл, отлич­ный от того, что предлагают политики и экономисты. На самом деле мы должны говорить не об устойчивом развитии, а о Страте­гии Человечества, его совокупных действиях, способных однажды обеспечить коэволюцию человека и окружающей среды.

Разработка такой стратегии представляется самой фундаментальной пробле­мой науки за всю историю человечества. Может быть, вся история человеческих знаний, нашей общей культуры — всего лишь подго­товительный этап для решения этой задачи, от успеха решения которой зависит и сам факт сохранения в биосфере нашего вида.