Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!



 Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обла­дания человеком уникальными способностями. Человек опери­рует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Че­ловек познает мир благодаря в чувствованию, объяснению, пони­манию. Уже в чувствование дает человеку обширную информа­цию: о холодном, горячем, свежем, остром, тупом. Даже в обще­нии с другим человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.

Объяснение — это наращивание сведений о чем-либо на осно­ве мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: фак­ты оцениваются с позиций законов теории. Когда студент реша­ет задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют что­бы он подвел переменные под закон. Это и есть объяснение.

Понимание относится не к чувствам и мыслям, а к практике.

 Познание человеком окружающего мира происходит при помощи познавательных дей­ствий, которые приводят к возникновению психических явлений, и что эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти.   Познавательные процессы различаются между со­бой в зависимости от того, какие психические явления возникают при их помощи, что и как эти психические явления отражают.

Каждый из познавательных процессов обеспечивает определен­ную сторону познания человеком окружающего мира. Восприятие доставляет первоначальные сведения о предметах, явлениях дей­ствительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Память сохраняет эти образы и дает возможность даль­нейшей работы над ними. Эта дальнейшая работа совершается при помощи мышления и воображения, которые анализируют то, что получено в восприятии и сохранено памятью, открывают за внеш­ними качествами вещей их внутренние, скрытые свойства и от­ношения, выводят законы, определяющие разные стороны дей­ствительности, строят новые образы, позволяющие изменять и преобразовывать действительность. И снова результаты работы мышления и воображения берутся на сохранение памятью, что позволяет использовать их для дальнейшего познания.

Необходимо различать противоположности чувственное и рациональное познания с одной стороны, и эмпирическое и теоретическое с другой стороны.

Противоположность эмпирического и теоретического познания это противоположность внутри самого рационального познания. Но эмпирическое познание связано с такой ступенью рационального познания как рассудок. В свою очередь рассудок связан с определенной деятельностью в применении к данным чувственных восприятий таких операций, как сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, индукция, дедукция, выдвижение гипотез, выявление эмпирических законов и др. Таким образом, содержанием рассудка являются материалы чувственного отражения действительности и способность оперировать полученным таким образом знанием.

Рассудок ограничен показаниями органов чувств. Более высоким уровнем в рациональном познании выступает разум, который представляет из себя диалектическое познание, т.е. познание объектов действительности в их взаимосвязях, противоречиях, движении, изменении, развитии. Разум объединяет результаты познания и выдвигает новые идеи. Он представляет из себя определенное творчество по получению качественно нового знания, т.е. рассудок это исходный уровень познания, а разум – его высший уровень.

Само эмпирическое познание направлено прямо на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое же познание уже связано с развитием понятийного, категориального аппарата в науке и направлено на глубокое и всестороннее исследование объектов, процессов, явлений действительности в их взаимосвязях, движении, изменении, развитии.

Эмпирическое и теоретическое познание также нельзя отрывать друг от друга и противопоставлять, как это делают с одной стороны представители «чистого» эмпиризма, а с другой стороны – схоластического, абстрактного теоретизирования.

Представители эмпиризма в познании сводят целостное научное познание к его эмпирическому уровню и принижают, а то и вообще отвергают теоретическое познание, т.е. они абсолютизируют роль конкретных фактов и недооценивают роль абстрактного мышления. Единственным источником знания представители эмпиризма объявляют живое созерцание, чувственное познание, опыт, а потому эмпиризм всегда связан с сенсуализмом.

Абстрактное схоластическое теоретизирование понимается в двух основных смыслах: 1. как конкретный тип религиозной философии, прежде всего средневековой, который был связан с толкованием религиозных постулатов, догм; 2. как абсолютно формальное знание, оторванное от конкретной реальной действительности.

Схоластика представляет догматический способ мышления, оперирующий неизменными вечными понятиями, категориями, и опирающийся не на конкретную реальную жизнь, а на формально логическую правильность словесных рассуждений, которые являются односторонними. При таком подходе человеку уже навязывается готовый результат и, как правило, подводятся определенные доводы под желаемые выводы. Схоластика оторвана от экспериментов, в целом от эмпирического познания, и она проявляется в псевдоноваторстве, конструировании совершенно оторванных от жизни схем, формулировании и доказательстве давно доказанного, игре слов, начетничестве, цитатничестве, игре понятий.