Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!



Специфические черты средневековой философии - дидактизм, учительство, назидательность. Для нее характерна также психологическая самоуглубленность. Литературная исповедь - жанр, открытый средневековьем. Исповедь была способом нравственного очи­щения и публичного покаяния. Это делалось не столько в собственных интересах автора, сколько в назидание другим. Беспощадность к себе - неотъемлемая черта средневековых исповедей. Им присуща также необычайная искренность, не превзойденная никакой эпохой. В них нет позы и кокетства. Средневековый философ доверчиво раскрывает перед чита­телем секреты своей творческой лаборатории, излагает историю, логику своих сомнений, ошибок, неудач, находок и прозрений. Собственное «Я» философа служит равноправным объектом исследования и анализа.

Символизм - следующая особенность средневекового мышления. Мир рассматривался как символ и как тайна. Греческое слово «символ» значит совпадение, объединение, сбрасывание в одно. Тайна есть то, что по самому своему существу никогда не может быть раскрыто. Но тайна может являться. Явление тайны - такое ее состояние, когда она ясно ощутима, представима и сообщима именно как тайна. Символы - именно такие явления тайны. Они выступают положительными реальностями, стимулирующими беско­нечное о них размышление. Они заставляют подолгу, часто мучительно и напряженно в них всматриваться. Символ - это то, где совпадает индивидуальность вещи с той или иной ее интерпретацией. Символ понимается как полная и абсолютная тождественность «сущности» и «явления», «идеального» и «реального», «конечного» и «бесконечного». Символ - указание на индивидуальность вещи и на ее скрытый смысл. Символическое истолкование событий и текстов рассматривалось в Средние века как метод нахождения истины. Оно давало не только интеллектуальное удовлетворение, но и ощущение свя­щенного и мистического. Благодаря попытке раскрыть тайну мира возникла идея взаи­мосвязанности всего во Вселенной. Отсюда вытекало убеждение в необходимом и неизменном течении событий. Бог выше законов природы. Он может действовать помимо них, совершая чудеса. Но обыкновенно он действует через законы природы, пользуясь ими как «кузнец своим молотом». Специфически средневековые идеи - творение Богом мира из ничего и троичность Божества, соотношение сущности и ипостаси в Боге в плане единства, т.е. нераздельности и неслиянности Лиц Троицы. Это была настоящая логическая революция.

Св Фома аквинский (1225-1274) не признавал доказательства Ансельма, извлеченное из одного только понятия о Боге. Во-первых, не все признающие единого Бога, мыслят Его в качестве наивысшего существа. Многие из древних мыслителей считали Богом мир. Во-вторых, даже если допустить, что все представляют себе Бога таким образом, то отсюда не вытекает Его объективное существование. Имя и объяснение имени всегда будут означать одно и то же. Из того, что я думаю о Боге, еще не следует, что Бог на самом деле суще­ствует, точно так же, если я объясняю имя Бог и понимаю под ним существо, над которым немыслимо ничто высшее, то из этого еще не следует, чтобы это существо действительно было объективным. От одного мышления нельзя еще заключать к бытию. Доказательства существования Бога могут быть только апостериорными, поскольку лишь от тво­рений Бога мы можем заключать к Его существованию как их причины. Св. Фома привел пять главных доказательств существования Бога:

1) от движения заключаем к первой движущей причине;

2) от несамобытности вещей к самобытности их причины;

3) от случайности вещей к необходимому существу;

4) от различных степеней совершенства к всесовершенному существу;

5) от целесообразности природы и всех вещей к высшей целеполагающей, разумной и волевой причине.

Доказательства Св. Фомы прямо опираются на Аристотеля. Этим знаменовался пе­реход от платонизма к аристотелизму. В культурологическом плане это означало, что средневековая культура состоялась. Человеку больше не нужно искать иных реальностей. В этом мире он у себя дома.