Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Студенческая библиотека


Платон развил в своих поздних произведениях «Государство» и «Законы» учение о государстве. Он свел политические задачи к нравственным. Человек должен работать над самим собой, и лишь во вторую очередь на пользу общества. Государственная жизнь необходима лишь потому, что она - единственное средство сохранить в мире добродетель и обеспечить ей господство. Основная цель государства - добродетель, а значит, блаженство граждан. Главная его задача -воспитать народ к добродетели. Но всякая истинная добродетель основана на познании, т.е. на философии. Основным условием всякого здорового государства является господство в нем философии. Для Платона это означает аристократический абсолютизм - не ограниченное никаким внешним законом господство разумных философов. Оно может быть доверено лишь немногим людям, т.к. философия не есть дело толпы. Государство должно быть защищено от внешних врагов. Поэтому должно существовать второе сословие - воины. Наконец, народная масса, т.е. земледельцы и ремесленники, образуют третье сословие. Оно не принимает никакого участия в политической жизни и занято добыванием жиз­ненных средств. Платон полагал, что лишь меньшинство людей способно к развитию, необходимому для отправления высших политических функций. Разделение между сословиями приближается к кастовому обособлению.

Платон сравнивал три сословия с тремя частями души: разумной, аффективной (или волевой) и вожделеющей. В правильном устройстве разума состоит мудрость; в том, что аффективная часть души поддерживает решения разума о том, чего следует и чего не следует бояться, состоит мужество. В согласованности всех частей души о том, кому следует повелевать и кому повиноваться, состоит самообладание. В том, что каждая часть души выполняет свою задачу и не выходит за ее пределы, состоит справедливость.

Государство заботится, чтобы его граждане рождались от самых способных родителей и при наиболее благоприятных условиях. Оно воспитывает их посредством музыки и гим­настики. В политической и военной деятельности принимают участие также и женщины. Будущие 'правители специально готовятся для предстоящей деятельности. Их обучают математике и диалектике. Они проходят многолетнюю практику. Если выдерживают дол­госрочные испытания, то только на 50 году жизни включаются в первое сословие, члены которого поочередно управляют государством. Они всецело принадлежат государству, не имеют права обладать частной собственностью и семьей.

Извращенные формы государственной власти:

1.Тимократия - власть, основанная на честолюбии. Это такое заболевание го­сударства, когда аффективная часть его души доминирует. Человек в таком государстве хотя и образован, но не владеет словом. С рабами жесток, хотя их и не презирает. Со свободными учтив, а с властями чрезвычайно послушен. Он считает, что основание власти являются военные подвиги, поэтому он любит гимнастику и охоту. Целью жизни стано­вится нажива.

2. Олигарх и я - строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти стоят самые богатые, а бедняки не участвуют в правлении. Такой государственный строй держится с помощью применения военной силы или же устанавливается путем запугивания. В таком государстве практически все бедны, за исключением правителей, и много преступ­ников. Олигархический человек бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, из всего извлекает прибыль и делает накопления. Таких людей толпа одаряет. Демократия устанавливается в результате восстания бедняков против оли­гархов. Демократия уравнивает всех в гражданских правах и замещении государственных должностей. Это замещение постов в условиях античной демократии осуществлялось по жребию. В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если человек к этому способен, не обязательно подчиняться законам, если нет желания. Таким образом, Платон указывает, что демократия ассоциируется со вседозволенностью Душа граждан делается крайне чувствительной даже к мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое.

4.Тирания возникает из демократии. Ведь чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства в целом оборачивается чрезвычайным рабством. Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Народ, по мнению Платона, привык особенно отличать и возвеличивать кого-то одного, ухаживать за ним. По мере неспособ­ности демократии справиться с насущными проблемами, появляется ставленник народа. Он-то постепенно и становится тираном. Имея в руках чрезвычайную силу, он не удержи­вается от пролития крови соотечественников. Перед тираном стоит выбор: либо обитать среди негодяев, его ненавидящих, либо проститься с жизнью.

В огромном диалоге «Законы» Платон отказался от своего «идеального государства» философов. Место философов-правителей занимает союз наиболее рассудительных граждан без должностных полномочий. В воспитании главная роль отводится математике и рели­гиозной этике. Место мудрости занимает практическое разумение (фронесис), не отличимое от рассудительности. При этом мужество оттесняется на задний план. Основой государственного устройства становится равномерное сочетание олигархических начал с демократическими. Торговля, промыслы и земледелие должны находиться в руках рабов и метеков, т.е. из активных сословий сохраняется в прежнем виде лишь второе. Частная собствен­ность более не запрещается, но ограничивается; неизменно должно сохраняться и число земельных участков (5040). Таким образом, новая модель «идеального государства» - небольшой город-государство. «Законы» - философское самоубийство Платона.

Он говорил о наличии доброй и злой Душ мира. Если космос движется неистово и нестройно, то это дело злой души. Хотя некоторый исследователи полагают, что эту идею внес ученик Платона Филипп Опунтский.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - величайший древнегреческий мыслитель, один из самых энциклопедических умов. Родина его - полис Стагира на севере Греции, рядом с Македонией. Отец Аристотеля - Никомах - придворный врач македонского царя Аминты III. Аристотель был сверстником его сына, царя Филиппа II, и учителем внука, Алек­сандра. Семнадцатилетним Аристотель приехал в Афины и 20 лет провел в платоновской Академии. По смерти Платона Аристотель не мог по закону возглавить Академию, т.к. не был родственником и не мог стать наследником. Аристотель оставил Афины. Некоторое время он воспитывал юного Александра. Александр Македонский высоко ценил своего учителя, говоря: «Я чту Аристотеля наравне с отцом, ибо отцу я обязан жизнью, а Аристотелю тем, что дает ей цену». Оказавшись вновь в Афинах уже пятидесятилетним, Аристотель открыл философскую школу, названную Ли/сеем, потому что она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского («волчьего»). На территории школы находился те­нистый сад с крытыми галереями для прогулок, поэтому школу Аристотеля называли также «перипатетической» (прогулочной), а членов школы - перипатетиками (прогуливающимися). Двенадцать лет Аристотель преподавал в Ликее. Сведения о смерти Аристотеля противоречивы. 13 июня 323 г. до н.э. в Вавилоне внезапно умер Александр Македонский. Его возвращения в Грецию никто не хотел. В Греции начались волнения. Аристотель за македонские симпатии подвергся судебному преследованию. Но до суда он умер, возможно, покончил с собой.

Философские взгляды. Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, чем отличается аристотелизм от платонизма. Завершенность вещи Аристотель назвал энтелехией:

1) у каждой вещи есть материя, т.е. то, из чего она сделана,

2) в каждой вещи есть ее идея, т.е. ее форм;

3) в каждой вещи причина ее существования;

4) у каждой вещи есть цель ее существования.

Аристотель исследовал самодвижения вещи, т.е. динамический аспект бытия. Каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Поэтому иногда говорят, что учение Платона об идеях, а учение Аристотеля - о формах. Художественность вещи оказывается у Аристотеля тождественна ее материальному во­площению. Природа есть художественно сконструированный организм по четырем аристотелевским принципам. Организм в понимании Аристотеля - такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько ее частей, где целостность присутствует суб­станциально, т.е. удаление этих частей ведет к разрушению целостности. Такой целостностью является для Аристотеля всякая отдельная вещь, живое существо, мир в целом. Э й д о с вещи у Аристотеля - это «чтойность», то, чем она является сама по себе. Поэтому Аристотель мыслит форму и материю как нечто единое.

У Платона космосом управляет Мировая Душа, у Аристотеля же - У м , кото­рый, будучи неподвижен, двигает всем. Ум ни к чему не стремится и ничего не любит. Он вечно самодоволен, а потому пребывает в вечном блаженстве. Ум - мировой принцип, а не личность. Ведь только личность может любить или ненавидеть. А этого понятия греки не знали. Да и сам человек, по мнению Аристотеля, есть только разум.