Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Студенческая библиотека


 На протяжении всей истории существования человечества философияскладывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающаямировоззренческие вопросы..Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическоеядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенныхобыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важныйуровень мировоззрения.Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие«мировоззрение» шире понятия «философия». Философия- это такая формаобщественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретическиобосновывается, обладает большей степенью научности, чем простомировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующегоу человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.     В мировоззрении находит свое завершение целостность духовностичеловека.

Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не толькокаждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельныйчеловек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическимисуждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте ицельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в видесистемы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а такжеобраза жизни человека и общества.     Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна.И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен нетолько много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то илииное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое иправильное понимание мира- мировоззрение.     Мировоззрение- это система взглядов на объективный мир и место в немчеловека, на отношение человека к окружающей его действительности и самомусебе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретныенауки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философиярассматривает мир во- первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых,в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.    

Философия является одной из основных форм общественного сознания,системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.     Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развитияи становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, аклассическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.Первоначально возник материализм как разновидность философскогомировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единствамира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущностиматерии из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученикии продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальнымоснованием всего сущего- воду, они находили иные материальные основания:Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь.Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад воснование математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса какученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитиимировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоялПифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом какмировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес иПифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений,так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой  их философскихмировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческихнаправлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита иПлатона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиальноопосредованной основе.

Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы»как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. УПлатона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно«идеи». Они тоже принципиально неделимы.     Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона- это уже не«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из котороговполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.Что то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное поотношению к любым из возможных своих состоянией и модификаций материальноеоснование. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир несводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некуюсущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя приниматькажущееся за действительное.     Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую«теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.Материальный мир, по Демокриту,- это движущиеся в пустоте атомы. ОтсюдаДемокрит полагал два вида объективной реальности- атомы и пустоту. Платонже, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мираидей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания,то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души,вселившейся в тело человека в момент его рождения.     Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставлениемировоззрений определяется противопоставлением политических целей иинтересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены напостроение всеобъемлющей философии, объединяющей различныемировоззренческие подходы.    

 Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образоминтенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянскогогорода стала резко контрастировать с феодально- деревенской жизньюподавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистическогодвижения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая»,которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родилсяи провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслительДанте Алигьери (1265-1321)     В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как быпредставляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, сдругой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженнойсоциальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всехпроявлений божественной мудрости человек- величайшее чудо».      Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянскоговозрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка Главным направлением егопоэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщиныи природы.     Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея егомаксимального сближения с богом на путях человеческой творческойдеятельности, особенно на путях его поэтического творчества.     Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всегопонятие человеческой деятельности.    

Мировоззрение эпохи просвещения отражает политическую идеологию,философию и культуру капиталистического общества.     Возникнув в 17 веке в Англии, просветительская идеология в лицеД. Локка получает затем распространение во Франции 18 веке (Ш. Монтескье,К. Гельвеций, Т. Пейн); в Германии (И. Кант); в России (А.Н. Радищев, П.С.Новиков); в странах Восточной и Юго- Восточной Европы и ряде стран Востока.     У человека всегда существовала потребность выработать общеепредставление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представлениепринято называть универсальной картиной мира.     Универсальная картина мира- это определенная сумма знаний, накопленныхнаукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том,каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почемусуществует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и кприроде и т.д.     Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждыйчеловек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представлениео решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений иответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечаяна вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди наоснове имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картинумира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве,закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружаетчеловека.    

 Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общуюсвою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии сопределенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило,выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточноотчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностнымиустановками человека, особенностями его характера. Однако такая связь смировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А этоозначает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всейдеятельности людей.     В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении иобщей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о егоспособности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.    

Мировоззрение- это фундамент человеческого сознания. Полученныезнания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь вмировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира исамого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- этоопределенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пластычеловеческого опыта. Это, во- первых, обобщенные знания, полученные врезультате профессиональной, практической деятельности. Во- вторых,духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетическихидеалов.     Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов,определенное видение и понимание мира, а также программа поведения идействий человека.Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бысфомулировать так: Философия- это система основополагающих идей в составемировоззрения человека и общества.