Студенческая библиотека


Идея — мысль Разума

Благодаря идее мышление развивается и становится, находится в процессе развития и становления. Этот факт не означает, что связь мышления с действительностью не играет никакой роли в его развитии и становлении. Мышление развивается и становится под влиянием самых различных факторов, однако все они объединены и центр объединения находится в мышлении. Эти центром является идея. Она интегрирует все его внутренние и внешние связи.

Диалектика идеи

Идея, будучи сложным, многогранным феноменом мышления, заключает в себе множество разных противоречий, которые вместе и обусловливают ее специфичность. К числу наиболее характерных противоречий, присущих идее, можно отнести противоречия задачи и ее решения, субъективного и объективного, логики и интуиции.

Идея с точки зрения соотношения задачи и ее решения. Идеи возникают не сами по себе, а лишь в ответ на возникновение проблем. Когда проблема становится объектом целеполагающей деятельности человека, она приобретает качество задачи и уже в таком качестве ведутся поиски ее решения. Появление какой-нибудь идеи означает, что найден ключ к решению проблемы-задачи. Но ключ к решению — это еще не само решение; поэтому идея, не будучи уже проблемой-задачей, не является еще решением. Она занимает промежуточное положение между ними, соединяет их.

Идея с точки зрения соотношения субъективного и объективного. Идея органически объединяет в себе субъективные устремления автора (эмоционально-волевой момент) и объективное содержание чувственных и мыслительных образов (восприятий, представлений, понятий, знаний). Она связывает отражательную функцию человеческой психики с регулятивной, является точкой соприкосновения, взаимопереплетения сознания и воли, соединяет пассивность восприятия-памяти и активность воли, объективность знания и субъективность цели.

Идея с точки зрения соотношения логики и интуиции. Идея не является в отдельности ни логической, ни интуитивной мыслью. Она — продукт совместной “работы” интуитивного и логического мышления.

Идея объединяет в себе черты интуитивной и логической мысли. В истоках своих (по происхождению) она — интуитивная мысль; в определении же, оформлении своем она — логическая (или, точнее, логически выверенная) мысль.

Интуитивная мысль — произведение живое живого человека, она рождена всем его существом, является результатом синтеза всех его качеств, способностей. Для выведения же логической мысли не требуется всего комплекса психических способностей и особенностей человека. Достаточно сказать, что она безразлична к чувствам, эмоциям, которые в отдельных случаях даже мешают ей.

Творчество — конкретная деятельность конкретного человека. Поэтому оно необходимо включает в себя как момент общего, родового, так и момент индивидуального, неповторимого. Логика представляет в мышлении общее, родовое, а интуиция — индивидуальное, неповторимое. Без их взаимодействия невозможен творческий процесс.

Место идеи в творческом процессе

Идея является такой мыслью, которая дает ключ к пониманию творческого процесса. Благодаря идее творческий процесс совершается не как стихийный, неуправляемый, аморфный процесс, в котором к результату приходят путем проб и ошибок, а как управляемый, осмысленный, разумно организованный процесс.

Значение идеи для творческого процесса состоит в том, что она осуществляет переход от постановки творческой задачи к ее решению. Именно идея содержит в себе заряд нового — то, ради чего совершается творческий процесс.

Идея “делит” творческий процесс на три этапа.

1. — этап постановки задачи и поисков ее решения — выполняет, главным образом, отрицательную работу: человек последовательно все больше убеждается в том, что прежние знания и умения, старые способы решения не годятся для решения данной задачи.

2. совершается переход от постановки задачи к ее решению, возникает идея. Этот этап является ключевым для творческого процесса, так как от него зависит, будет ли творческий процесс подобен процессу искания методом проб и ошибок или же он почти с самого начала будет разумно ориентированным процессом.

3. творческого процесса — этап решения проблемы-задачи, реализации идеи. На этом этапе возможность решения превращается в действительность. Необходимым условием такого превращения является функционирование идеи, что предполагает наличие у нее определенных функций. Эти функции являются своего рода каналами или формами реализации идеи и, соответственно, формами разрешения присущих ей противоречий.

К основным функциям идеи относятся: синтетическая, регулятивная и эвристическая.

Синтетическая функция. Вновь родившаяся идея не сразу ведет к конечному продукту. До своего практического воплощения или проверки она должна развернуться в систему мыслей. В научном познании на основе идеи разрабатывается гипотеза — развернутое теоретическое построение; в практической деятельности — проект; в искусстве — художественный замысел.

Синтетическая функция идеи, осуществляя переход к системе мыслей, “решает” двуединую задачу: расчленение идеи на множество разных мыслей и сохранение ее как целостного образования. Здесь происходит синтез логики и интуиции: идея (и присущий ей интуитивный момент) снимается логической операцией расчленения, деления и одновременно сохраняется как основная мысль.

Регулятивная функция. Уже проблема-задача направляет мысль, но лишь идея нацеливает ее на конкретный результат. Являясь поворотным пунктом от поисков к решению она служит средством ориентации в задаче, играет роль руководящего принципа для поисков окончательного решения задачи. Регулятивная функция, с одной стороны, дисциплинирует мышление человека, удерживает его в определенном направлении, не позволяет “растекаться мыслям по древу”, а, с другой, активизирует, мобилизует мышление, “подталкивает” его в нужном направлении.

Регулятивная функция является формой разрешения присущего идее проблемного противоречия. Она осуществляет самопереход идеи от предварительного решения проблемы-задачи к окончательному решению.

Эвристическая функция. Идея не только синтезирует, не только регулирует, но обновляет и даже революционизирует мышление человека. Она — скачок в мир несозданного, неоткрытого.

Эвристическая значимость идеи обусловлена тем, что она содержит в себе возможность нового — нового знания, нового предмета, нового произведения искусства. Она так или иначе ведет к новому освоению действительности: теоретическому — познанию ее, или практическому — преобразованию ее.

Достижение нового в творческой деятельности не является самоцелью. Оно направлено на разрешение противоречия между субъектом деятельности — человеком и объектом деятельности — окружающей действительностью. Поэтому эвристическая функция идеи, будучи средством достижения нового, является в то же время формой разрешения присущего идее субъект-объектного противоречия.

ТАБЛИЦА КАТЕГОРИЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИМ

МЕТОДОВ И ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ


синтез, анализ (объединение, интеграция, монтаж, сборка; разделение, расчленение, дробление, демонтаж и т. д.)

СИСТЕМА

системный подход, системотехника

СТРУКТУРА

структурный анализ, структурализм

КАЧЕСТВО

классификация, типологизация, аналогия, теория подобия,

 моделирование

ВСЕОБЩЕЕ, ОБЩЕЕ, ЧАСТНОЕ 

дедукция, индукция; обобщение, ограничение, конкретизация                         

СПЕЦИФИЧЕСКОЕ

спецификация

МЕРА

стандартизация, нормативная деятельность, нормирование

КОЛИЧЕСТВО

счет, измерение, вычисление, математический анализ, арифметика, алгебра, математика

ПРОСТРАНСТВО

геометрия, топология

ВРЕМЯ

хронология, хронометрия

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

кинематика (раздел механики)

ПОКОЙ

статика (раздел механики)

ИЗМЕНЕНИЕ

преобразование, трансформация

СОХРАНЕНИЕ

консервация, консервирование, стабилизация, хранение, охрана

РАЗВИТИЕ,

СТАНОВЛЕНИЕ

генетический метод, сравнительно-исторический метод, эмбриология, эволюционная   биология, историография, 

философия истории

ПРОТИВОРЕЧИЕ

деловые игры, конкретные ситуации, метод противопоставления, конфликтология и т. д.

ТОЖДЕСТВО

РАЗЛИЧИЕ

сравнение (различение — отождествление), идентификация

ПОВЕДЕНИЕ

этология (наука о поведении), этикет

СЛУЧАЙНОСТЬ

путь проб и ошибок, бросание жребия, метод случайного поиска, лотерея

ВЕРОЯТНОСТЬ,

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Вероятностно-статистические методы, математическая статистика 

ЯВЛЕНИЕ,

СЛЕДСТВИЕ

описание, наблюдение, эксперимент

ЗАКОН,

СУЩНОСТЬ,

ПРИЧИНА 

Объяснение, понимание, диагностика (техническая,  медицинская), этиология   

ВОЗМОЖНОСТЬ

 Прогнозирование, предвидение, футурология

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методология, теория познания, праксеология

ЦЕЛЬ

Планирование, программно-целевой метод

СРЕДСТВО

метод, способ, прием, методика, алгоритм

РЕЗУЛЬТАТ

теория эффективности

 

Эта таблица наглядно показывает связь отдельных категорий с теми или иными методами, способами, отраслями человеческой деятельности. Из нее также видно, что категории явно или неявно действуют, функционируют в мышлении человека, реализуют себя или начали реализовать себя в виде отдельных осознанных методов, форм деятельности.