- Подробности
- Категория: Лекции МИП по философии
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Закон и явление противостоят друг другу как всеобщее, единственное и специфическое, единичное. Закон есть всеобщая, единственная действительность.
Явление есть специфическая, единичная действительность, одна из многих действительностей. Закон определяет единообразие действительности.
Явления в совокупности составляют многообразие действительности.
Закон — бывает так и только так, единственным образом. Он есть тождественное в действительности.
Явление — бывает так, а бывает и по-другому или совсем наоборот. Оно есть различное и противоположное в действительности.
Статистическая закономерность — бывает так, а бывает и несколько иначе, в той или иной степени «инаковости».
Закон есть внутренняя сторона действительности или внутренняя действительность.
Закон представляет ту сторону действительности, которую можно характеризовать словами «определенность, «упорядоченность», «порядок» и т.п.
Явление, напротив, представляет ту сторону действительности, которую можно характеризовать словами: «неопределенность», «хаотичность», «неупорядоченность», «беспорядок» и т. п.
Между законом и явлением имеет место плавный переход, т. е. нет резкой грани. Законы бывают различной степени общности, и явления бывают различной степени «встречаемости» — от почти невероятных, небывалых, уникальных до обычных, рядовых, случающихся в массовом порядке.
Имеются еще апериодические и периодически повторяющиеся явления (например, землетрясения в первом случае и затмения солнца и луны во втором случае).
В неорганической природе закон и явление — только полюсы взаимозависимости, т. е. в какой-то мере внешни друг другу. Если они соприкасаются, то предстают как бы в разжиженном виде — в виде массовых явлений и статистических закономерностей, являющихся промежуточными состояниями между полюсами взаимозависимости.
В живой природе и человеческом обществе к этим отношениям закона и явления прибавляется их взаимоопосредствование — сущность.
Линия «закон — явление» характеризует действительность как бы в горизонтальном разрезе. Если же рассматривать ее в вертикальном разрезе, т. е. в аспекте становления, то увидим, что она «раздваивается» на новое и старое — новую и старую действительности. Это — виды действительности в аспекте становления. Новое и старое, как и сама категория действительности, являются целокупностями, объединяющими указанные выше субкатегории. Новая действительность включает в себя и новые явления, и новые законы, и новую сущность.